Предыдущий   На главную   Содержание   Следующий
 
ЛАЗ-5252
 
ЛАЗ-52528 #001-63 ХА 88-го маршрута на проспекте Ленина в районе перекрестка с улицей Академика Ляпунова  - 12.01.2011 ЛАЗ-52528 #001-66 ХА 88-го маршрута на проспекте Ленина на перекрестке с улицей Отакара Яроша - 1.02.2011 ЛАЗ-52528 #001-65 ХА 88-го маршрута на улице Сумской возле памятника Шевченко - 17.03.2011    
 
История модели

Первый опытный автобус большой вместимости серии 5252 был создан Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения во Львове в 1977-1978 годах. Изначально модель планировали выпускать в Кургане, поэтому она получила индекс КАвЗ-5252. Автобус имел ширмовые двери, причем задняя дверь была одностворчатая - более широкую дверь не позволял сделать двигатель, размещенный в заднем свесе. Одновременно с моделью 5252 была также разработана похожая о дизайну модель 5256, выпуск которой в конце 80-х годов освоил Ликинский автобусный завод под именем ЛиАЗ-5256. Следует отметить, что проекты трехдверного городского автобуса большой вместимости разрабатывались во Львове задолго до этого - еще в 60-е годы здесь был создан ЛАЗ-696, позже, уже в 70-е годы - автобус "Мир". Но вместо развития этого сектора автобусостроения в "верхах" сочли, что "Икарусы" вполне могут удовлетворить потребности СССР в автобусах подобного класса.

Начало серийного выпуска модели 5252 затянулось почти на 15 лет. В начале 80-х годов оказалось что КАвЗ, где изначально планировалось выпускать эти автобусы, не может освоить выпуска новой модели, так как это требует значительного технического переоснащения завода. В результате автобус решили производить во Львове. Но руководство ЛАЗа также всячески тормозило начало серийного производства, которое было связано с неизбежными трудностями, ведь куда проще было изготавливать старые ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699.

Ситуация кардинально изменилась после распада СССР, когда в Украину прекратились поставки венгерских "Икарусов" и срочно понадобился собственный автобус такого же класса. Поэтому вскоре после распада Союза ЛАЗ-5252 был запущен в серийное производство. Автобус был оснащен дизельным двигателем и механической коробкой передач. По планировке он во многом походил на Икарус, который и должен был заменить - прямоугольные формы кузова, три широкие двери планетарного типа, широкие окна, просторный салон с двумя большими накопительными площадками напротив средней и задней дверей. Правда, двигатель автобуса так и не удалось "спрятать" в межпольном пространстве, что потребовало создания моторного отсека в заднем свесе автобуса. Неудобным было и размещение сидений в пассажирском салоне, проход между некоторыми из них был слишком узким.

В 90-е годы ЛАЗ оказался в довольно тяжелом положении из-за того что у завода не было постоянного поставщика дизельных двигателей. Поэтому появился ряд модификаций автобуса, отличавшихся друг от друга в основном лишь типом двигателя. Во второй половине 90-х годов появился ряд новых модификаций, у которых силовые агрегаты требовали большего моторного отсека, из-за чего пришлось отказаться от задней накопительной площадки и сделать заднюю дверь одностворчатой.

В 2002 году был проведен рестайлинг модели 5252, при этом автобус получил вклеенные тонированные стекла, в салоне были установлены современные сиденья обитые велюром, а поручни стали окрашивать в желтый цвет. Согласно новой украинской классификации автобусов, ЛАЗ-5252 получил наименование ЛАЗ-А172, но в прайсах и заводских каталогах он по-прежнему фигурировал как ЛАЗ-5252, эта же модель указывалась и на заводских табличках.

С 2004 года на ЛАЗе началось производство новых низкопольных автобусов ЛАЗ-А183, а уже в конце 2005 года выпуск устаревшей модели ЛАЗ-5252 был окончательно прекращен.

ЛАЗ-5252 в Харькове

Несмотря на относительно невысокую стоимость, автобусы ЛАЗ-5252 так и не были закуплены ни одним харьковским автопарком в 90-е годы. Сказывался экономический кризис, спад пассажироперевозок, отсутствие дотаций и кредитов на покупку нового подвижного состава. Лишь во второй половине 2000 года автобусы ЛАЗ-5252 появились и в Харькове. Правда, это были не харьковские машины - два ЛАЗ-52523 с донецкими номерами работали на 234 коммерческом маршруте в течении 2000-2001 годов, после чего исчезли из города так же внезапно, как и появились. В начале 2002 года на том же 234-ом был замечен еще один ЛАЗ-52523, с заваренной средней дверью. Хотя он был и с харьковскими номерами, но проработал на маршруте еще меньше, чем его предшественники.

Только через одиннадцать лет после начала серийного выпуска первые автобусы ЛАЗ-5252 с конвейера Львовского автозавода пришли в наш город. 5 новых автобусов модификации 52528 были закуплены коммерческим перевозчиком АО "Герц" в связи с требованием городских властей убрать старые автобусы с центральных городских маршрутов. Они вышли на 285-й маршрут 3-го октября 2003 года, и с тех пор неизменно работают на нем.

Помимо автобусов ЛАЗ-5252, осуществляющих регулярные пассажироперевозки, в Харькове есть также служебный автобус ЛАЗ-52523 организации "Харьковгаз". В 2005 году эта машина прошла капитальный ремонт на Днепродзержинском авторемонтном заводе, в ходе которого была упразднена средняя дверь, а в салоне были установлены сиденья, типичные для ЛАЗ-695Н.

© Андрей Бутковский, 2008. http://gortransport.kharkov.ua/routes/ps.php?ps_id=23
 


Последние новости сайта:


20.10.2011г. - Добавлен фотоальбом о покатушках на ретро-трамвае МТБ-82 в Донецке 8 октября 2011 года.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Рейтинг@Mail.ru Харьков Транспортный Офіційний сайт ХКП Електротранс http://transportmorro.narod.ru Сайт о транспортной жизни Луганска. Детальная информация о трамвае: маршруты, схемы движения, расписания, информация о подвижном составе и многое другое. free counters Создай свою Карту Путешественника!